Научно-методическая работа


1.Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы

В 5-9 классах гимназии обучение по предмету «русский язык» ведется по программе и предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., под редакцией Н.М. Шанского. Выбор данной образовательной программы обусловлен современными целями и задачами изучения русского языка.   В системе целеполагания предмета «русский язык» аспект развития личности становится ведущим, поэтому важными компонентами содержания курса  русского языка в основной школе становятся  коммуникативный и культуроведческий компоненты. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой в полной мере соответствует  этим критериям.  В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной парадигме. Содержание курса и структура программы направлена на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культурологической компетенции. В 10-11 классах  гимназии обучение по предмету «русский язык» осуществляется  по программе  и учебнику А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой. В этой программе содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции, что обеспечивает преемственность в обучении средней и старшей школы.
Обучение предмету «литература» в 5-9 классах гимназии осуществляется по учебно-методическому комплексу В.Я.Коровиной. Программа  обеспечивает формирование читательской компетентности обучающихся, предлагает, помимо предметных знаний, освоение метапредметных знаний: гуманитарных, философских, этических, эстетических понятий, связанных с освоением культурных традиций и общечеловеческого духовного опыта. В системе заданий учебника особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной деятельности.  В 10- 11 классах для обеспечения профильного и параллельно ему непрофильного обучения введен учебно-методический комплекс  Г.С.Меркина. Историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в обоих учебниках, организован в соответствии с задачей двухуровневого его использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. Включая необходимый объем базовых знаний по предмету, каждый из названных учебников дает учителю возможность планирования материала на профильном уровне, предполагающем более детальное, углубленное изучение историко-литературного курса. УМК  в большей степени ориентирован на литературоведческий анализ текста, что позволяет осуществлять подготовку к экзамену по литературе в формате ЕГЭ. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ—ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку — главным и непререкаемым ценностям нашей культуры, что согласуется с общей целью воспитания и обучения в гимназии, которая направлена  на формирование Российской социокультурной идентичности и  на формирование ценностных отношений обучающихся к приоритетным гуманистическим ценностям: Человек,  Отечество,  Мир,  Культура.


2. Педагогическая диагностика для оценки образовательных результатов

Для оценки результатов освоения образовательных программ  по предмету  «русский язык»  для 7, 9 классов использую контрольно-измерительные материалы Н.В.Егоровой.  Содержащиеся в пособии для 7 класса  КИМы соответствуют общим направлениям составления материалов ЕГЭ, программе по русскому языку для 7 класса и требованиям ФГОС.       Материалы помогают осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашнего задания и закрепления полученных знаний на уроках. В пособии предложены тематические и итоговые тесты по всем разделам программы, словарные диктанты, индивидуальные задания, изложения, прописана система оценивания учащихся. Содержащиеся в пособии КИМы для 9 класса, аналогичные материалам ЕГЭ, составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку, составлены с учетом принципов преемственности и перспективности,  учитывают возрастные особенности учащихся. В пособии предложены диктанты и изложения различных типов, индивидуальные задания. КИМ включают задания, проверяющие лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенции. Материалы ориентированы на программу 9 класса, но особое внимание уделяется работе с разными видами текста. Материалы помогают осуществлять индивидуальный и групповой контроль, позволяет реализовывать на уроке межпредметные связи (русский язык, история, общество.) Для оценки результатов освоения образовательных программ  по предмету  «русский язык»  в 10-11 классах используются материалы, предложенные Федеральным институтом педагогических измерений, в которых учитывается общее содержание программы и различные уровни её освоения, даны четкие критерии оценки заданий репродуктивного и творческого типа. Данная модель отслеживания результатов освоения образовательных   программ используется при промежуточной аттестации не выпускных классов.
Для оценки результатов освоения образовательных программ  по предмету  «литература» в 7, 9 классах использую составленные к учебнику В.Я.Коровиной дидактические материалы  Маркитановой М.А.   В пособии предложены работы, в которых  сочетаются вопросы, требующие конкретного ответа и задания, способные раскрыть творческий потенциал учащихся, прописана система оценивания учащихся. В 10-11 классах для оценки результатов освоения программы применяю  критерии, разработанные ФИПИ  для оценивания экзаменационной работы в формате ЕГЭ. 
  

3.Использование в учебной деятельности  методов, средств и  форм обучения

Обучение русскому языку на современном этапе направлено  на формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции, что возможно обеспечить системно -деятельностным подходом к обучению. Практикуя  разнообразные формы уроков - лабораторные, практические и самостоятельные работы,   лингвистические исследования, консультации, зачеты,  практикумы, творческие лаборатории, семинары -я использую   наглядный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы обучения, которые включают детей в  разные виды деятельности: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную, коллективную. В своей работе применяю: 
-   диктанты  разных  типов: зрительный, слуховой, выборочный, орфографический, словарный, диктант исключений, орфоэпический, грамматический, свободный, с самопроверкой, предупредительный, пунктуационный, графический, буквенный;
- систематическую работу с индивидуальным словарем-справочником, который ведется обучающимся с 5 по 9 классы: в нем составляются опорные конспекты по теоретическим,  орфографическим и пунктуационным правилам русского языка. Такая работа учит работе с информацией, навыкам конспектирования и переработки информации;
-    задания игрового и творческого типа на разных этапах урока, в том числе в качестве домашнего задания;  
- разные виды анализа текста:  комплексный, содержательный, смысловой, стилистический, языковой, орфографический, пунктуационный, грамматический;
- задания эвристического характера: решение лингвистических и коммуникативных задач; 
- особое внимание на уроке уделяю работе над словом: морфемному и этимологическому анализу слова, работе со словом-образом (средства художественной выразительности), расширению лексического запаса учащихся;

При проведении уроков литературы свою цель вижу в воспитании читателя, научении ребенка прочитывать книгу, а значит понимать и любить произведения художественной литературы. Поэтому уроки выстраиваю на основе проблемного анализа, используя исследовательский, частично-поисковый, наглядный методы обучения; для рассмотрения обзорных тем, изучении биографии писателя  использую разные виды лекций ( по стопам,  с подбором цитат,  с  творческим заданием, с составлением плана, с подбором эпиграфа и т.д), применяю активные формы деятельности и систему творческих заданий: создание иллюстраций к художественным произведениям ( по тексту, по ассоциациям, в стилевой манере), создание информационно-творческих карт по художественному произведению, титульной страницы книги,   афиши,  рекламного листка, составление «анкеты» литературного героя при анализе образа персонажа, ассоциативно-символическое представление героя произведения, пейзажа, интерьера.
Творческие работы учащихся по русскому языку и  литературе можно посмотреть здесь


4.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в учебном процессе

Решая практические задачи обучения и воспитания обучающихся на основе системно – деятельностного подхода, использую следующие технологии:
- применяю в работе с обучающимися игровые технологии (Н.Е.Щуркова), активизирующие учебную деятельность, развивающие творческие способности учащихся;
- осмысление литературного произведения всегда субъективно, личностно и, порой, вызывает различные толкования (интерпретацию) поступков героев книг,  поэтому для обучения умения слышать и принимать точку зрения другого человека,  способности к сотрудничеству  применяю технологию  «Дискуссия»
- на уроках литературы в старших классах на заключительном этапе изучения некоторых произведений (А.П.Чехов «Вишнёвый сад», Н.А.Островский «Гроза», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)   применяю технологию «Дебаты», для обучения выстраивания убедительной аргументации своей позиции, поиску разносторонних доказательств, что необходимо при сдаче государственного экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ;  
- во внеурочной деятельности, при проведении классных часов и элективных курсов,  использую технологию студийного обучения, которая способствует созданию для учащегося ситуации выбора, успеха, формирует навыки самостоятельной деятельности, умению осмысливать значимость работы.
- информационные технологии применяю в следующих направлениях:
1. Мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов.
2. Подготовка дидактических материалов для уроков. Мною разработаны дидактические комплексы разноуровневых самостоятельных, проверочных, контрольных работ, тематических тестов, задания для индивидуальной работы с обучающимися с 5-11 классы.
3. Разработка тестов, используя готовые программы – оболочки.
4. Поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
5. Использование разных форм организации учебных занятий с использованием ИКТ на различных этапах урока:
- при изучении нового материала;
- для создания иллюстративного ряда на уроках литературы;
- при проверке домашнего задания;
- при контроле уровня знаний с использованием тестовых заданий;
- при подготовке к ЕГЭ, ГИА.

В своей работе использую ресурсы Интернета:
- "Интернет урок" (http://interneturok.ru/ru);
- «Коллекция образовательных ресурсов для школы» (http://school-collection.edu.ru/);
-  фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы (http://www.feb-web.ru/);
- виртуальные музеи писателей (http://www.museum.ru);
- электронную версию журнала  «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» (http://rus.1september.ru/); 
- сайт русского языка: говорим и пишем правильно: культура письменной речи (http://www.gramma.ru/);

В своей профессиональной деятельности использую системы интерактивного общения для:
- обучения на дистанционных курсах повышения квалификации;
- участия в дистанционных профессиональных конкурсах.

5. Работа по апробации новых учебно-методических комплексов
  Кроме уроков русского языка и литературы,  с 2003 года я преподаю предмет «Мировая художественная культура». Для этого я обучалась на курсах повышения квалификации в ИПКРО: «Интеграция предметов искусства в школьном курсе культурологии и МХК», «Славянское язычество в преподавании школьных курсов гуманитарного цикла», «Основы православной культуры», проходила стажировку на базе иркутских школ. Это позволило мне в 2007 году апробировать авторский УМК Л.Г.Емохоновой.    В 2010-11, 2011-2012 уч. годах я апробировала новый УМК «Искусство» для 8- 9классов, авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.  

6. Наличие авторских разработок

Мною разработан элективный курс  для 8 класса «Вечные образы искусства», разработано учебно-методическое обеспечение  элективного курса по русскому языку для 9 класса «В деловой портфель».

7. Инновационная деятельность 

С  2011 года я являюсь руководителем проблемно-творческой группы по разработке программы «Культурные ценности России», членом группы «Мировоззренческое кино» в рамках инновационного проекта гимназии по формированию Российской идентичности.  
В рамках работы над программой "Культурные ценности России" разработан и внедрен в Программу духовно-нравственного воспитания НОО и в программу воспитания и социализации ООО и СОО  гимназии цикл классных часов «Сыны России» (http://1gim.ru/, раздел «Нормативно-правовые акты»  «Образовательные программы»); эффективность его введения подтверждена повышением положительного отношения к ценностям «Семья», «Отечество», «Культура» (П.В. Степанов «Личностный рост»). 
В составе группы по разработке программы "Мировоззренческое кино" освоила технологию Карла Поппера «Дебаты», что позволило  привлечь учащихся к работе клуба. Проведены пилотные мероприятия  подпрограммы «Мировоззренческое кино»   (http://1gim.ru/, раздел «Российская идентичность»), подготовлено и проведено мероприятие  для представления образовательного учреждения в ходе  общественной экспертизы реализации Программы развития гимназии «Российская идентичность».  
Анализ результатов диагностики личностного роста по методике Степанова выявил  устойчивое положительное отношение членов клуба к ценностям «Человек как таковой», «Человек как другой».
    В 2011 году я, совместно с заместителем директора по НМР,  представляла опыт инновационной деятельности гимназии в Иркутске по теме «Гимназия как центр инновационного опыта по проблемам формирования Российской идентичности в глобальном информационном обществе». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий